Начальная

Windows Commander

Far
WinNavigator
Frigate
Norton Commander
WinNC
Dos Navigator
Servant Salamander
Turbo Browser

Winamp, Skins, Plugins
Необходимые Утилиты
Текстовые редакторы
Юмор

File managers and best utilites

Эмуляторы. Амига эмулятор


EmuParadise.ru: эмуляторы Commodore Amiga

Amiga является семейством домашних компьютеров и операционных систем, разработанных компанией Amiga Corpiration.

У разработчиков имелся хороший опыт в конструировании как электроники, так и программного обеспечения, помимо этого было выделено около 7 миллионов долларов на разработку. Создание компьютера началось в 1982 году. В состав разработчиков входили специалисты, специализирующиеся на создании микросхем и программного обеспечения для них. Поэтому компания поставила перед собой цель создать компьютер, который легко превосходил все существующие на тот момент «машины».

Первоначально проект имел кодовое название Hi-Toro, но через некоторое время его изменили на более привлекательное – Amiga (что в переводе с испанского означает – подружка). Все разработки шли в строжайшей секретности и скрывались за параллельной разработкой манипулятора «доска для серфинга».

В начале 1984 года была устроена первая демонстрация компьютера. Летом 1985 года первая модель Amiga 1000 была продемонстрирована, после чего компания решила начать её продажу. Amiga 1000 обладала отличными звуковыми и графическими возможностями, значительно опережая свое время. Главной отличительной чертой являлась операционная система с вытесняющей многозадачностью.

Для дальнейшего развития платформы компания организовала дочернее отделение Commodore Amiga и обеспечено дальнейшее финансирование многообещающей разработки. За создание операционной системы взялась компания Metacomco, молодая на тот момент компания Electronic Arts взялась за разработку стандартов для файлов, содержащих разные типы данных (графику, анимацию, текст, звук и т.д.).

Amiga стала значительной платформой по сравнению со всеми существующими на тот момент домашними компьютерами. Её популярность возрастала, особенно это было заметно в Европе. Компания Commodore очень быстро заняла большую часть доли рынка, пока не стала лидером продаж и не превратилась в корпорацию Commodore Semicomductor Group.

Осенью 1993 года у корпорации появились серьезные финансовые проблемы, при чем проблемы не появились в одно мгновение, а накапливались годами. Причиной тому стала не продуманная маркетинговая политика продукции. Корпорация вела закрытую политику поддержки своей платформы и несостоятельную ценовую политику, в тоже время пытаясь бороться за рынок периферийных устройств. Не оправданные метания корпорации между рынками игровых приставок, периферийных устройств, домашних компьютеров и серверов стали главной причиной неудач.

К весне 1994 года корпорация объявила о финансовых проблемах, которые могли привести к банкротству. Потери к началу года составляли около 9 миллионов долларов, при этом цены на акции сильно упали и на бирже было решено приостановить их продажу.

Все концепции, которые были реализованы разработчиками Amiga, впоследствии были удачно скопированы на другие платформы. Патенты Commodore были раскуплены в кратчайшие сроки конкурентами.

emuparadise.ru

Amiga — Lurkmore

A long time ago, in a galaxy far, far away...События и явления, описанные в этой статье, были давно, и помнит о них разве что пара-другая олдфагов. Но Анонимус не забывает!

Amiga — по одним данным, недостающее звено между консолями и ПК, по другим — тупиковая ветвь развития компьютеров. Так или иначе, это — вымершая счётная машинка, которую помнят и чтут олдфаги.

Логотип AmigaOS. Автор лого и маскота — один художник. Разводка A1200. Кто найдёт процессор — тому печенька. Рабочий стол 1982 год.

Генсеки радостно сменяли друг друга. Майкл Джексон был чёрным, логотип Apple — цветным, а Спекки пугливо поглядывал на своего потенциального покупателя. В тёмных подвалах скромного города Лос-Гатос группа из 3,5 нердов готовила очередной переворот в компьютерной индустрии.

1985 год.

Прошло каких-то 3 года. Фирма Commodore показывает миру «мультимедийный» компьютер с человеческой графикой и цифровым звуком. За 2000 долларов. IBM со своими более слабыми аппаратами за 4000 начал смотреться уже не так. Но вдвое более дешёвый Atari ST до 1987 года обделывал мажорную Амигу чуть менее, чем полностью.

1987 год.

Amiga 500 Слегка мощнее, в 3 раза дешевле. Народ пугался и ожидал подвоха. А его не было. Был выпилен сопроцессор, но оперативная память удвоилась.

Amiga 2000 Вот тут — первый фэйл. За 2400 енотиков — производительность почти та же. Оказалась на 400 шкурок дороже обещанного. Зато выросла в габаритах, стала более расширяемой. Всё же стала популярна на телевидении (особенно в элитарной комплектации 2500) благодаря возможности установки видеокарты, и смогла дотянуть фирму до производства.

1990 год.

Amiga 3000 Новый чипсет, до 18 мб памяти на материнке, из них 2 из коробки, Motorola 68030. Скайзёвый хард на 100 мб, матсопроцессор. Совместимость со старым софтом и железом. Софтварно — AmigaOS2.04, появился браузер. Коммерчески успешная модель, но.

Amiga 500+ и урезок Amiga 600 бросили ещё по лопате земли на перспективную могилу, ибо их очень много возвращалось в магазин по гарантии — так как не шли некоторые из игрулек, ради которых Амигу и брали. Как оказалось, сейчас с помощью паяльника и программатора их можно запустить. Собственно 1990 год — это когда неотвратимый закат Amiga и Commodore начал проглядываться из-за возрастающей со всех сторон конкуренции, в своём секторе они держались там только по инерции.

1992 год.

Вплоть до 1992 года домашние модели Amiga были технически теми же по архитектуре, что в 1985 году, и устаревшими по элементной базе года на три. И вот появляется Amiga 1200 с новым CPU и 8-битной графикой. По начальной задумке, машина на голову должна была опережать типичные ПК, но… люди, делавшие первую Amiga ушли ещё около 1987 года, денег Коммодору тратить было жалко, и, как следствие, разработка и начало производства машин слишком затянулись — очередная маркетинговая промашка. Из-за значительно более низкой цены, чем рвущий всех к тому моменту ПК, при приличных параметрах и совместимости с старым софтом модель пользовалась неплохим спросом, хотя до Commodore 64 было уже далеко. Были и неуместные удешевления: слабый блок питания, относительно слабый 8-битный звук, слабый CPU, медленная память на simm.

1993 год.

Выпуск игровой консоли CD32 (по сути 1200 + cd-rom), для которой вместо эксклюзива делались в основном переделки игр 1200 с добавлением мультиков, цифровой речи и музыкальных cd-треков, что народу показалось хуитой мало впечатлило. Аппараты продавались всё ещё неплохо, но было уже слегка поздно — Комодору уже светил кирдык.

1994 год.

Могила вспучилась прямо под набросом грунта. Модели 1200/4000 были снесены с полок покупателями через пару дней после развала фирмы. Позднее были вялые старания производить 1200 другой фирмой, но рынок тру-фанов оказался маловат. Платы расширения, журналы и новый софт продавались до конца 1990-х.

b1985. Презентация первой коробочки. Интересна примерно с 3й минуты.

Яркой звездой позволяли гореть наработки начинателей фирмы. Как то:

  • Умопомрачительная расширяемость и масштабируемость.
  • Впечатляющие производительность и инновационность.
  • Низкая цена. Почти всегда.
  • Винрарный софт.
  • Оригинальная разводка элементов.
  • Ударостойкость и защищённость.
  • Работа в вакууме.
  • Практически полное отсутствие вирусов.

Ну, и минусы:

  • Commodore, даром что застращали своим успехом "Ямаху", боялись вылезать на рынок серьёзных машин и потому позиционировали амиги как домашние ЭВМ (рынок, насыщенный ими же самими) и игровые приставки. Пытались развить её в этом русле, маркетологи в упор не замечали, как радостно и с каким чавканьем и хрустом (из-за вышеописанного лулза в том числе) раслетается с прилавков серия дешёвых и в меру мощных аппаратов с «мультимедианаворотами», которых нет у ближайших конкурентов: Эпла, АЙБИЭМ и Атари.
  • Неумеренные попытки удешевления производства экономией на гвоздях. Виноваты те же по тому же клише.
  • Редкость и незначительность обновлений модельного ряда — самый прогрессивный YOBA-чипсет «AAA» так и остался на бумаге, после банкротства патенты перекупили и многие наработки всплывали потом в PC совместимом железе: plug&play, pci, видяхи.
  • Закрытая проприетарная ось.
  • Экспериментаторство.
  • Неопределённый рынок.

Печально, но факт: технически — вин, экономически — фэйл маркетолухов.

[править] Архитектура и фичи

Разводка компонентов позволяла практически не нагружать центральный процессор. Компенсировалось обилие чипов тем, что половина контроллеров внешних устройств докупалась отдельно. Производительность не завязана на частоту системной шины. Мотороловский процессор изначально 32-бита. Кстати, Джобсу обилие железячек пришлось по нраву.

РСшные компоненты работают в основном недокументированно, и драйвера под них (в большинстве случаев) приходится писать руками. Либо использовать линукса.

Режим w:HAM: коротко — сохранение информации (или её части) о выводимом ранее на экран цвете. При достаточно среднем штампованном железе позволило выводить на экран тысячи цветов.

w:IFF: то, откуда произрастает множество популярных форматов файлов. Да, и word'97 тоже! Эх, небо было тогда зеленее, трава краснее, а Electronic Arts не занимались производством всяких крысисов.

Операционка: модульная и её можно собирать! Правда, не из исходников, и не всю — хэндлеры неизменябельны. Не просто многозадачная, но и с распределением потоков (мультитаскингом) — зависшее приложение обычно не вешает всю систему. Подобное появилось значительно позже в полуосе.

Kickstart: влезает в полмегабайта пзу, и вмещает в себя за вычетом гуя 80% работоспособной системы: оконный менеджер, Exec и AmigaDOS для работы с файловой системой. Опционально — драйвера IDE/скайзи/Cd приводы.

REXX — язык программирования. Позволил реализовать высокую интегрированность и активное взаимодействие программных компонентов.

Файловая система: — прячется где-то внутри кикстарта и подключается к нему как один из хэндлеров. И всё же запиленая независимым программистом фс PFS3 вполне няшна (хотя и требует апгрейженную А1200). По виду (на первый взгляд) достаточно похожа на линуксовую, поддерживает длинные имена файлов с самого начала.

Autoconfig: известен вам как Plug and play. Любая вставленная плата автоматически конфигурируется на оптимальные настройки/скорости шин, пользователю надо только сунуть драйвер.

Оперативная память: Очередной трактор. Изначально памяти ставили мало (Chip-RAM), но все спецпроцессоры имели к ней прямой доступ, за счёт чего делали свою работу по вводу/выводу, звуку и видео сами, не дёргая центральный проц, плюс работа с памятью ускорялась с помощью блиттера. Перенято современными видеокартоделами. Потом стали ставить быстрые процы и много памяти (называемая Fast или Fast-RAM), она представляла собой оперативку компьютера как на ПК, с доступом только для проца.

Графика:

  • Больше цветов и большая скорость, чем у конкурентов.
  • Поддержка обдолбанных разрешений — скорее баг. Или вы хотите работать на 1280х200х4? Особенность ECS чипсета при подключении через NTSC.
  • Warp3D — аналог OpenGL. Можно запускать 3D графику на 040 процессоре.
  • Насчёт фильмов: на стандартной не хватает проца, а на расширенной, да с быстрой видяхой — можно смотреть DVD.
  • Плохая поддержка компьютерных мониторов набортным видео. 80% софта затачивалось под телевизор. А виной тому — например, чересстрочная развёртка и те же траблы с чипсетом. Есть хардварные костыли разного ценового уровня (scandoubler, syncdoubler(встроен в А3000, например), flickerfixer).
  • По умолчанию (то есть почти всегда, если в запущенной программе не установлено иное) при развёртке Амига всегда выдаёт на телевизор сигнал синхронизации только для чётного полукадра. ЭЛТ-телевизору это по барабану (он продублирует полукадры), но вот более современные ЖК могут такого фокуса не понять и перейти в режим прогрессивной развёртки (а так оно по сути и есть). Выглядеть это будет так: в верхней половине экрана вас ждёт экран Амиги, сжатый в 2 раза по высоте, а в нижней половине экрана будет цветной шум, так как телевизор наивно ждёт, что Амига пришлёт ему оставшуюся часть кадра, чего, естественно, не происходит. Такая фишка проявляется при подключении по SCART, скажем, к телевизорам марки «Витязь». Исправить тут вряд ли что-то можно.
  • Кстати, не помешает поставить CyberGraphX — результат должен порадовать.

Система питания: немного интересного — лучшие БПшники использовались на самых бросовых моделях Амиги (А500+/А600). Суммарная мощность по +5 и +12 почти на 65 ватт. Оригинально была решена проблема гальваноразвязки — ноль вторички трансформатора подключён к сетевому напряжению через центральную точку двух конденсаторов. Поэтому не удивляйтесь, если коснётесь батареи и нулевого провода Амиги.

Из эхи RU.AMIGA: 

Q. Как подключать питание к плате? A. Наилучший вариант — выпаять разъём питания, и запаять провода прямо на плату. Когда разъём выпаян, питание подаётся так: левый контакт — 12 вольт, правее — минус 12, правее — 5, самый правый — земля. На БП отрежьте разъёмы питания материнки PC — цвета припаиваемых проводов, по порядку от левого до правого контакта разъёма A1200 будут: жёлтый, синий, красный, чёрный. Здесь и далее речь про AT — у ATX другой разъём, и он требует сигнала включения.

Сеть:

  • Идут многие старые драйвера от линуксов. По крайней мере, на 3.9.
  • Браузер: есть пяток разных, но ужасно устарели. Есть один новый, умеет почти всё нужное. Плюс кто-то там допилил Firefox под 4.0 ось.
  • mail, irc, jabber, ftp и куча клиентов с конца 90-х.

Геймпады: без перепайки можно подключить джойстики от Amiga/Atari/Commodore/Amstrad, с паяльником — от старой сеги. А можно взять пять кнопочек и подключить их на замыкание безо всяких микросхем вообще. Можно включить 2 джойстика. Или 2 мыши. Для особо упоротых есть двойник, с помощью которого могут играть аж 4 человека, но игр не много на такой случай.

94-ый год.

Неплохо оптимизированная закрытая система с весьма оригинальными (на то время) подходами.

  • 1.* — Несмотря на всю винрарность(Autoconfig, оконный интерфейс), не представляет особого интереса до версии 1.2\1.3 (появилась возможность бута с харда и поддержки сигнала PAL). Проста, как валенок, но зато — надёжна и с малым количеством фэйлов. Ах, да — Intuition + Workbench! То, о чём дософаги мечтали ещё лет… 5.
  • 2.* — до 2.04 сырая, начинается поддержка IDE. 2.1 может быть русифицирована (не официально). Из коробки идёт только английский (ISO 8859-1), есть портированные 866, 1251, КОИ,ГОСТ и велосипедообразный DM.
  • 3.* — 3.0 — последняя, созданная Коммодорами. Далее права переходят фирме ESCOM. С 3.5 официально русская (1251).
  • AmigaAnywhere — переписанная на C с нуля система. Очень портабельна. Очень совместима. Шустра и занимательна. Хотели продвигать её на мобильники. Но в живых никто не видел.
  • AROS — открытая ось, основанная на API третьей версии, заточена преимущественно под x86. Полностью совместима с AOS 3.x на уровне сырцов. До сих пор активно развивается, под неё портированны многие проги от старой амигаоси от нового МорфОСа + бонусом вагон эмуляторов в том числе DOSBox. Благодаря добрым людям теперь возможно 3D ускорение, но пока только на карточках Nvidia.
  • MorphOS — то же самое, только коммерческое и заточенное под PPC-платы и компы типа Pegasos и Efika. Отличалась чуть большей продуманностью, стабильностью и поддержкой производителя. Недавно портанули на старые мак-мини. В последнее время почти не развивается.
  • 4.* — Переписана под PowerPC. Эмулирует мотороловский процессор для совместимости со старым софтом. Поддерживает многие современные плюшки типа Cairo, комопозитинга и прочего 3D. Развивается, выходит новое железо специально под неё.
PowerPCшная хтонь. Интересна, но не шокирует.

С начала этого века энтузиастами и сочувствующими им фирмами было создано десяток моделей PowerPC мамок. И продолжают. Но мамки все ATX/miniATX, под стандартные корпуса, стандартную PC периферию, по этому возбуждает поменьше классических моделей. Продаются по заоблачным ценам, ибо мелкоопт и разработка голодными фанатами. Фанаты же пилят Морфос и АОС 4.*. Старые игры/программы запускаются через эмулятор, что очень радостно сказывается на производительности. Да и труёвости, чего уж там.

Про платы расширения отдельно.

Не смотря на то, что классику с момента банкротства уже пятнадцать лет никто не выпускает, задроты всё делают и делают для неё периферию: акселераторы, скандаблеры, звуковухи и прочую. Для тех же амиг, на которых нет винчестера, а есть только дисковод, существует полностью открытый (с исходниками программ) эмулятор дисковода. Записывать, правда, на виртуальную дискету на нём нельзя. Но, с другой стороны, а кому оно надо?

Если хочется максимальной мощи в классике надо впилить Blizzard PPC. Заодно на него можно поставить крутую видяху BVision. И вся эта балалайка уместится в формфактор клавиатуры без паяльника.

[править] Фэндом и поклонники

Либо ностальгирующие пенсионеры — либо молодёжь, обладающая познаниями в хардварной сфере. Заодно требуется обладание лишних сотен тех самых енотов. Сегодня полностью собранная топовая классическая Амига (1200/4000) стоит как геймерский ПК. А в переводе на наши деньги и в нашей стране…

Для ценителей искусства ещё более интересны провальные и редкосерийные модели; по ценам на Ebay не уступают этим вашим Вудам.

При жизни коммодора сделали официальный клон Unix SysVR4 — Amiga Unix, позже был портирован какой-то старый Дебиан.

От нефиг делать были портированы ходовые ПК игры Doom, Quake 1-2, DukeNukem 3d, Descent 1, Freespace, MYST, и ещё масса хитов той эпохи.

[править] Мемы и интересности

bРолик от создателя маскота. Пропитан НЕНАВИСТЬЮ и БАТТХЁРТОМ к Mac и x86. И при чём тут Portal?[1]

25.04.2006 — /b/ форчана был переименован в workbench 1.3 и получил соответствующее оформление.

The Amiga that wouldn't die! Плакат, также от создателя маскота, мистера Шварца. Меметичность в том, что в начале на пике всё, что нажито непосильным трудом, Коммадор просрала, затем Amiga купила другая дойче фирма и вскопытилась ещё раз вместе с ней… затем ещё одна любительница халявы… и ещё. Объясняется всё это гуро, с одной стороны, кучей закостенелых, но немногочисленных фанатов, с другой — фирмами, желающими получить побыстрее профит. Можно уже было бы перестать, но… В калифорнии очередная рога и копыта выкупила права на имя Commodore (плюс оптом получили PET, VIC ,64 ,128 и Amiga) и клепают PC в формфакторе системник-в-клавиатуре и аля Mac mini, по какой цене из-за бренда вся эта порнография продаётся не сложно догадаться. Как закономерное следствие для амижников это надругательство, для рядовых покупателей несуразица. Но это уже другая история: купившие бренд сделали ставку на аж сам форм-фактор «пекарня в клавиатуре»у более раннего "комода" C64, а не Амиги. Не ноутбук, но на работу и до дома тащить можно, так что ниша, хоть какая-то, да есть.

Guru meditation — сообщение об ошибке. Связано с тем, что до этого фирма производила геймпады, на которых нужно было, например, с умным видом сидеть как можно дольше. Гуру, да.

Сабрина

Создатель логотипа AmigaOs является одним из самых старых фанатов антропоморфных животных. В настолько талантливой форме, что сие вылилось в визуальную новеллу, в данный момент более 700 стрипов, скорость около 40-50 стрипов в год. Что характерно, сама Сабринка ни разу не называлась каноничным маскотом Амиги(хотя должна им быть), а сам персонаж вместе с остальным зверинцем, участвующим в новелле, вылился из придуманных Шварцем ещё во время обучения в художке персонажей, но это не мешает считать её местной OS-tan в силу обильного форса платформы самим Шварцем и его нарисованной скунсихой на протяжении многих лет.

Сабрина — нерд и меганекко, не тролль, но лжец, и, до какой-то страницы, девственница. Доставляет своими штанами, повторяющими окрас меха, из-за которых кажется, что на ней нет ничего ниже пояса (пруф выше). Любит собирать модельки трансформеров. Имеет перк «Butthurt Chemical Gun», представляющий из себя подвешенный под хвостом баллончик с газом (у любого скунса есть такой, на 6 выстрелов). Работает в пронстудии админом сайта/дизайнером, её бойфренд — в техподдержке М$.

Алсо, до того как загреметь в цугундер Амигу юзал в одному ему известных целях Варг[1]. Вообще, Amiga популярна у блэкарей [2].

  1. ↑ В Портале есть сообщение (гуглите "thecakeisalie message"), в котором неизвестный лаборант жалуется, что работать ему приходится на оборудовании 20-летней давности. Сообщение принадлежит промо-сайту 2007-го года запила (до игры, да). В игре компьютеры работают от консоли, покрашеной в жёлтый цвет. Всё сходится: ГЛаДОС запилена с помощью Амиги, а не Макинтоша или "АйБиЭм ПиСи X86].
Купи amiga со скидкой и получи подарок!*

lurkmore.to

Emulators - Amiga

Разработка компьютера началась в 1982 году, в городе Лос-Гатос (Калифорния, США). Кроме 7 миллионов долларов, которые было решено потратить на самофинансирование, у разработчиков имелся значительный опыт в конструировании как аппаратуры, так и программного обеспечения: один из них — Джей Майнер — был разработчиком специализированных микросхем для домашних компьютеров, другой — ЭрДжи Микэл — был известным программистом компании Вильямс; Дэйв Морс и Карл Сэсенрес также не были новичками. Целью стало создание компьютера, далеко превосходившего бы любые существовавшие на тот момент времени компьютерные системы, предназначенные, в первую очередь, для домашнего использования. Первоначально проект назывался Хай-Торо (Hi-Toro), затем было решено сменить название на более лаконичное и привлекательное — Amiga. Разработка происходила в обстановке строжайшей секретности и прикрывалась параллельной разработкой манипулятора «доска для серфинга» с обратной связью.

4 января 1984 года ЭрДжи Майкл и Дэйв Морс впервые устроили демонстрацию возможностей Амиги, показав знаменитую озвученную анимацию «Боинг», где шар, разрисованный красными и белыми квадратами, летал по экрану, с грохотом ударяясь о его края.

23 июля 1985 года первая Amiga 1000 была продемонстрирована в Центре Линкольна (г. Нью-Йорк). Компания Commodore International представила машину на рынке. Попутно ей пришлось выкупить компанию Amiga Corp, которая к этому времени оказалась финансовым заложником Atari. Amiga 1000 опережала своё время, обладала великолепными графическими и звуковыми возможностями, а также изощрённой операционной системой, обладающей вытесняющей многозадачностью (в настоящее время известной как AmigaOS). Для развития платформы было организовано дочернее отделение Commodore Amiga и обеспечено дальнейшее финансирование многообещающей разработки. За создание OC взялась компания Metacomco из города Бристоль. Молодая (тогда ещё) компания Electronic Arts разработала стандарты для файлов, содержащих различные типы данных (текст, звук, графику, анимацию и прочее) — Interchange File Format (IFF).

Основанная на 16-разрядном процессоре MC68000, Amiga стала значительным шагом вперёд по сравнению с существовавшими на тот момент компьютерными платформами. http://ru.wikipedia.org/wiki/Amiga

 

A500 - сaмaя рaспрострaненнaя модель, которaя пришлa нa смену A1000 в 1987 году и выпускaлaсь вплоть до октября 1991 годa. Кaк спросил один пользовaтель PC, - "Клaвиaтуру вижу, a где сaм компьютер?". Сaм компьютер кaк-то поместился внутри собственной клaвиaтуры. В мaшинке 512 Кбaйт chip-пaмяти и процессор M68000 нa 7 Мгц. Жесткий диск и большинство других устройств пристыковывaется сбоку через SCSI-рaзъем. Дополнительный рaзъем преднaзнaчен для устaновки 512 Кбaйт пaмяти. Встроенный (880 Кбaйт) 3.5'' дисковод. Версия Kickstart 1.2 или 1.3. Добaвление еще 512 Кбaйт пaмяти дaет мaшине т.н. "медленную" (slow) пaмять; можно добaвить еще до 8 Мбaйт "быстрой" (fast) пaмяти, с которой процессор рaботaет с мaксимaльной скоростью.

A2000 - прaктически то же, что A500, но системный блок отдельно от клaвиaтуры. Преднaзнaченa в первую очередь для тех пользовaтелей Aмиг, которые бы хотели рaсширить свои системы не выходя зa пределы системного ящикa, в котором устaновлены рaзъемы рaсширения системы. Версия 2000C имеет не 512 Кбaйт, a 1 Мбaйт chip-пaмяти в стaндaртной постaвке. Постaвляется с жестким диском в стaндaртной конфигурaции.

CDTV - комбинaция из A500 и проигрывaтеля лaзерных дисков. е получилa широкого рaспрострaнения, несмотря нa первонaчaльно связaнные с этой моделью большие нaдежды. Предшественник игрового вaриaнтa Aмиги CD?

A3000 - профессионaльный вaриaнт Aмиги. Центрaльный процессор - 68030/25Мгц. Первaя мaшинa с Kickstart версии 2. Системный блок - отдельно от клaвиaтуры (кaк в A2000). Великолепный, хотя и достaточно дорогой компьютер со встроенным фликкер-подaвителем (т.е. узлом подaвления нежелaтельного мерцaния экрaнa при чересстрочном режиме рaзвертки).

A500+ - улучшенный вaриaнт A500, выпускaвшийся с октября 1991 по июнь 1992г. Постaвлялaсь с мегaбaйтом пaмяти, улучшенным вaриaнтом сопроцессорного нaборa (т.н. Enhanced Chip Set или ECS), встроенными чaсaми и Kickstart 2.04 и 2.1. Очень приятнaя зaменa для A500.

A600 - выпускaлaсь с июня 1992 годa, кaк модель, пришедшaя нa смену A500+. Сaмaя мaленькaя (по рaзмерaм) из всех Aмиг. Клaвиaтурa урезaнa зa счет отсутствия дополнительных клaвиш (т.н. "кaлькуляторной" клaвиaтуры - keypad). Вместо SCSI-рaзъемa рaсширения системы имеет PCMCIA-рaзъем, преднaзнaченный для подключения плоских кaрточек, содержaщих, кaк прaвило, 2 или 4 Мбaйтa оперaтивной пaмяти. Сопроцессорный нaбор и пaмять - те же, что у A500+. В отличие от A500 и A500+, предусмотренa устaновкa внутреннего 2.5'' IDE винчестерa (только для вaриaнтов Kickstart, yfxbyfz c 37.200; после некоторых мехaнических переделок можно устaновить и 3.5'' винчестер). Результaт победы руководствa фирмы Commodore в "перетягивaние кaнaтa" в сторону более дешевых мaшин (в сторону мощных версий Aмиг тянули инженеры-рaзрaботчики фирмы).

Все вышеперечисленные мaшины в силу тех или иных причин относятся к рaзряду устaревших и сняты с производствa. Моделями сегодняшнего дня можно считaть:

A1200 - первaя из "нaстоящих" Aмиг. Имеет тaк нaзывaемый AGA (Advanced Graphic Architecture - мощнaя грaфическaя aрхитектурa) сопроцессорный нaбор с рaдикaльно улучшенными возможностями. 32-битный процессор M68EC020 (14Мгц), множество новых экрaнных режимов высокого рaзрешения (мaксимaльным является 1448*566), цветовaя пaлитрa вплоть до 262000 цветов из 16 миллионов, 4 типa видеовыходов (aнaлоговый RGB, TTL RGB, низкочaстотный PAL и рaдиочaстотный PAL), великолепнaя ОС 3.0 и т.д. Стaндaртно постaвляется с двумя мегaбaйтaми chip-пaмяти, хотя если вы хотите не только игрaть в игрушки, то крaйне желaтельно добaвить плaту рaсширения по крaйней мере с четырьмя мегaбaйтaми fast-пaмяти, после чего можете с полным прaвом считaть себя влaдельцем уже серьёзного компьютерa. Имеет внутренний IDE-рaзъем для подключения 2.5'' жесткого дискa (можно после небольших переделок устaновить и 3.5''). aилучший вaриaнт домaшнего компьютерa сегодняшнего дня для тех, кто не слишком бросaется деньгaми.

A4000 - профессионaльный вaриaнт "нaстоящей" Aмиги. Системный блок отдельно от клaвиaтуры. Процессор 68030/25 (уже сняты с производствa) или 68040/25. Кстaти говоря, фирмa-производитель процессоров (Motorola рaзумеется) из присущей ей скромности не упоминaет о том, что '040 рaботaет нa удвоенной внутренней тaктовой чaстоте, т.е. фaктически 50 Мгц. Постaвляется с пaмятью 2 Мбaйтa Chip + 4 Мбaйтa Fast. Пaмять может быть легко рaсширенa до 18 Мбaйт (предел - 128 МБaйт) с помощью стaндaртных SIMM-ов (дaже не имеющих пaритетa - т.е. сaмых дешёвых). Мaшинa в исходном виде стоит примерно в 3 рaзa дороже, нежели A1200, хотя грaфикa и звук у них одинaковые (рaзумеется, если не обвешивaть A4000 всяческими рaсширениями). Легко рaсширяется, т.к. системнaя блок имеет 8 свободных рaзъёмов, 4 из которых PC-совместимые. aчинaя с aвгустa 1995 годa выпускaется только модель A4000T в т.н. "Tower" (бaшня) дизaйне. С ноября 1995 годa плaнируется выпускaть чaсть A4000 с процессорaми 68060/50, что пятикрaтно увеличивaет её "чисто процессорную" производительность. Идеaльный компьютер для влaдельцев студий кaбельного телевидения, художников, композиторов, прогрaммистов и просто имеющих дом в Пaриже.

andygame.narod.ru

Самодельный эмулятор дисковода для Amiga / Хабр

У многих сохранились дома компьютеры Amiga. Но вот дискеты к ним сохранились не у всех. Эту проблему можно решить, собрав эмулятор дисковода. О том, как сделать самому такой эмулятор дисковода для Amiga я и расскажу в этой статье. Я долго думал, где разместить эту статью — здесь или на geektimes. С одной стороны, она касается разработки для микроконтроллеров, а с другой речь пойдёт о разработке устройства для очень старого компьютера, тема о которых находится на geektimes. Однако, на geektimes описываются сами устройства и программирование для них на их API, а здесь всё-таки, устройство собрано на почти современной элементной базе.

У некоторых дома сохранились компьютеры Amiga, кому-то такой компьютер могли просто отдать (как мне), а кто-то специально себе его купил. И иногда бывает так, что компьютер есть, но на нём нет винчестера (например, у меня на Amiga 500 его нет), а запустить что-то на нём хочется. Возиться с дискетами (которые можно записать на PC только с помощью специальных устройств) не вариант. Вот и выбирают люди эмуляторы дисководов. Сейчас их предлагается довольно много, но вот несколько лет назад таких устройств ещё почти не было. Насколько мне известно, первым эмулятор дисковода для Amiga сделал tnt23. Можно было, конечно, купить у него эмулятор, но хотелось всё-таки попробовать свои силы в создании собственного, тем более, что в попытке запустить этот компьютер я на тот момент уже создал простое устройство для записи дискет, и в целом формат дискеты проблемы не представлял. Описываемая статья была когда-то написана для журнала Dogma, но не попала в выпуск этого журнала потому, что про неё просто забыли. Однако, я знаю, здесь есть амижники и, думаю, им будет интересно прочесть, как можно сделать свой собственный эмулятор дисковода. Быть может, эта информация подтолкнёт кого-то к созданию своего устройства, гораздо более совершенного. Итак, начнём.

Описанный ниже эмулятор дисковода достаточно несложен сборке и не содержит дефицитных деталей. Проблема может возникнуть лишь с поиском 30 контактных модулей SIMM ёмкостью 1 МБ. Однако, такие модули были широко распространены и, скорее всего, их можно найти на радиорынках. На Юноне в СПб они точно были.

Список деталей для сборки:

Марка применяемых конденсаторов, диодов, резисторов, дросселя, кнопок и держателя SD-карты значения не имеет. Диоды требуются обязательно с падением напряжения на переходе не менее 0.5 В. Дисплей может быть с другими буквенными индексами.

Эмулятор подключается в разъём внешнего дисковода и позволяет воспроизводить выбранный образ дискеты. Образы дискет хранятся в корневом каталоге на SD-карте с файловой системой FAT16. Файлы создаются специальной программой-конвертером файлов ADF и представляют собой побайтные данные стандартной 80 дорожечной дискеты, закодированные с помощью MFM кодирования. Никаких заголовков такие файлы не содержат. Ввиду упрощения схемотехники эмулятор не имеет аппаратной возможности переводить линии дисковода в Z-состояние в зависимости от того выбран ли дисковод A или B. Это значит, что все дисководы Amiga требуется аппаратно отключить во время работы с эмулятором. Однако, возможность распознавать адрес дисковода теоретически предусмотрена программно – для этого требуется чтобы микроконтроллер опознавал адрес и переводил выходы в Z-состояние, если адрес не соответствует нужному. Линии для чтения адреса дисковода на схеме предусмотрены, но программно такая возможность не реализована.

Схема эмулятора (в архиве она есть в полном качестве).

Внешний вид эмулятора со стороны дисплея.

Схемотехнически эмулятор состоит из двух частей. Каждая из частей основана на микроконтроллере Atmega16. Микроконтроллер первой части занимается выводом информации на дисплей, обработкой кнопок, чтением информации с SD-карты с использованием аппаратного SPI, формированием части линий дисковода. Микроконтроллер второй части занимается регенерацией динамической памяти и формирует остальные сигналы линий дисковода. Обе части обмениваются информацией по шине SPI. Для контроллера D2 шина SPI для связи с D3 программная, а в D3 задействован аппаратный SPI.

Рассмотрим подробнее назначение элементов. Микросхема D1 обеспечивает питание SD-карты напряжением 3.3 В. Диоды VD1-VD6 понижают напряжение линий SPI c 5 до 3.3 В. Резисторы R1-R6 и R8-R9 притягивают линии к земле. RC-цепочки R7-C3 и R11-C5 формируют сигнал начального сброса микроконтроллеров. Элементы Z1, C1 и C2 обеспечивают генерацию 16 МГц на первом микроконтроллере (D2). Второй микроконтроллер (D3) работает в режиме внешней синхронизации от тактового генератора первого микроконтроллера. Резистор R10 управляет контрастностью изображения на дисплее. Элементы L1 и C4 обеспечивают фильтрацию напряжения источника питания.

Аппаратная часть эмулятора дисковода собирается на плате размерами 220x125 мм. Печать односторонняя, выполняется любым доступным методом, например, ЛУТ. На противоположной печати стороне платы необходимо поставить ряд перемычек проводом (отображены синими дорожками в прилагающемся файле печатной платы в формате Sprint Layout 4.0).

Программная часть эмулятора состоит из двух программ для микроконтроллеров. Программа для микроконтроллера D2 находится в папке MK1, а для микроконтроллера D3, соответственно, в папке MK2. После прошивки микроконтроллеров соответствующим HEX-файлом любым доступным способом (в том числе, для прошивки можно использовать схему “пять проводков в LPT-порт компьютера” совместно с программой программатора Uniprof), необходимо выставить FUSE-биты конфигурации контроллеров. С помощью этих битов необходимо в обоих контроллерах отключить JTAG, переключить D2 на тактирование от внешнего кварцевого резонатора 16 МГц, включить для D2 увеличенную амплитуду сигнала с осциллятора на выходе (бит CKOPT), а D3 переключить на тактирование от внешнего источника. Если ваш программатор не имеет собственного тактового генератора, контроллеры после этой операции будут недоступны для программирования. Чтобы они снова стали программируемыми потребуется подключить к XTAL1 контроллеров любой внешний генератор с частотой несколько сотен килогерц. Обязательно перед модификацией FUSE-битов считайте их с контроллера. Обратите внимание, что разные программаторы по-разному трактуют включенный и выключенный бит.

Эмулятор не требует наладки после сборки. Однако, возможно, не все модули SIMM 30 PIN будут корректно работать с ним. Для этой цели в меню эмулятора есть пункт “ТЕСТИРОВАНИЕ ПАМЯТИ”.

Для облегчения понимания работы программного обеспечения эмулятора необходимо знать следующее. На стандартной дискете Amiga хранит записанные данные по 80 дорожек с двух сторон. Каждая дорожка состоит из 11 секторов по 512 байт. Следовательно, полный объём данных дискеты 901120 байт. Именно такой объём имеют ADF-файлы образов дискет. Такой файл не содержит заголовков, а данные внутри просто перечисляются следующим образом: (дорожка 0, сторона 0), (дорожка 0, сторона 1), (дорожка 1, сторона 0), (дорожка 1, сторона 1)… (дорожка 79, сторона 0), (дорожка 79, сторона 1). Каждая дорожка — это запись 11 секторов по 512 байт начиная с 0 сектора. Для эмуляции дискеты такой файл в чистом виде не подходит. Дело в том, что ADF файл хранит только полезные данные безо всякой служебной информации и без модуляции. Рассмотрим, как осуществляется модуляция сигнала в компьютере Amiga.

Любой дисковод представляет из себя не более, чем аналог магнитофона. Он никак не кодирует записанные данные. Вы выбираете дорожку и модулируете ток (а, следовательно, и напряженность магнитного поля) через головку дисковода для записи информации. При воспроизведении в местах, где напряженность магнитного поля изменялась, дисковод считывает короткий импульс. Amiga использует при записи на дискеты модифицированную частотную модуляцию, так называемую MFM (Modified Frequency Modulation). При таком способе модуляции изменение тока через катушку зависит не только от значения записываемого бита, но и от значения предшествующих бит, как показано в таблице ниже. В графе “кодируется” R означает смену намагниченности (подачу импульса дисководу), а N — намагниченность не изменяется. В дальнейшем для записи MFM файла в бинарном формате примем R равным 1, а N равным 0. В MFM файл записываются уже на один бит данных два бита смены намагниченности. Таким образом, размер данных MFM файла по сравнению с ADF файлом будет удвоенный. Но просто преобразовать ADF в MFM нельзя. Amiga использует свой собственный формат записи на дискеты, который потребуется учесть.

Условимся номером трека называть номер дорожки на одной из сторон диска (т.е. номер трека изменяется от 0 до 79), а номером дорожки ((2*номер трека)+номер стороны диска). Номер дорожки изменяется от 0 до159, номер стороны диска изменяется от 0 до 1, номер сектора изменяется от 0 до 11.

В формате Amiga каждая дорожка содержит:

  1. Начальный зазор (128 байт MFM кода 0x00).
  2. Данные 11 секторов по 544 байта на сектор.
  3. Конечный зазор (704 байта MFM кода 0x00)
Каждый сектор содержит:
  1. Маркер начала сектора.
  2. Идентификатор сектора (4 байта: 0xFF, номер дорожки, номер сектора, смещение сектора. Смещение сектора вычисляется как 11 минус номер сектора на дорожке.)
  3. Метка сектора (16 байт 0x00).
  4. Контрольная сумма заголовка (4 байта).
  5. Контрольная сумма данных (4 байта).
  6. Данные сектора (512 байт).
Идентификатор и данные секторов закодированы перестановкой битов. Для идентификатора берутся 4 байта и переставляются биты. Сначала идут нечётные биты (нумерация битов, как обычно, с 0) – это составит 2 байта. Затем идут чётные биты – так же 2 байта. Таблица иллюстрирует вышесказанное. Верхняя строка – стандартный порядок битов (номера в ячейках), нижняя – результат перестановки.

Данные секторов группируются по 2 байта, и перестановка происходит внутри этой пары аналогичным образом:

Контрольная сумма представляет собой операцию исключающее ИЛИ (XOR) всех байт данных сектора или заголовка (с учётом перестановки битов!), сгруппированных по 2 байта. Сама контрольная сумма не подвергается перестановке битов. Хотя поле для контрольной суммы 4 байтное, сама контрольная сумма получится двухбайтная.

Помимо 544 байт данных, закодированных с помощью MFM кодирования, каждый сектор содержит специальный маркер начала данных. Маркер представляет собой комбинацию нулей и единиц, которую невозможно получить MFM-кодированием. Такой комбинацией является комбинация 01000100100010010100010010001001 перед записью которой записываются 4 байта с комбинацией 10101010. Первый байт комбинации 10101010 зависит от предыдущего выданного с помощью MFM кодирования бита. Если последний выданный бит сектора был 1, то этот байт будет равен 01000100, а если там был 0, то 10101010.

Учитывая всё вышеизложенное, дорожка дискеты в формате MFM выглядит так:

  1. Начальный зазор: 128 байт 00000000.
  2. Маркер начала данных сектора:

    10101010 (этот байт зависит от последнего записанного бита и может быть 01000100) 10101010 10101010 10101010

    01000100 10001001 01000100 10001001

  3. Данные сектора без маркера: 1080 байт на сектор.
  4. Повторить с шага 2 для всех 11 секторов.
  5. Конечный зазор: 704 байт 00000000.
Итого, каждая дорожка в MFM-кодировании занимает (1080+8)*11+128+704=12800 байт кода. Если теперь этот код выдать на линию данных с дисковода учитывая временную развёртку дорожки, то Amiga сможет прочесть данные этой дорожки.

Проблема состоит в том, что длительность импульсов данных составляет от 0.15 до 0.8 мкс. В данном эмуляторе выбрана длительность импульсов 0.5 мкс. Это означает, что на частоте работы контроллера 16 МГц у нас будет 32 такта на бит MFM кода. За эти 32 такта микроконтроллер D3 должен производить регенерацию динамической памяти, считывание байта MFM-кода, выдачу бита смены намагниченности на линии дисковода. Чтобы уложиться в 32 такта, эта часть программы написана на ассемблере и строго выровнена по тактам. Операции чтения байта и регенерации памяти разнесены во времени. Это значит, что пока выдаётся побитно байт MFM кодирования, на каждый бит имеется 32 такта и для каждого выдаваемого бита строго определено, какие именно операции мы в эти 32 такта выполняем. Например, при выдаче бита 0 мы можем установить строку динамической памяти (сигнал RAS). При выдаче бита 1 мы можем установить столбец динамической памяти (сигнал CAS). При выдаче бита 2 мы считываем следующий выдаваемый байт данных. И так далее. Таким образом выдаётся весь образ дискеты.

Собственно, вот и получился простейший эмулятор дисковода.

Видео работы эмулятора:

Архив с печатными платами, прошивками, схемами и программами.

habr.com


 

..:::Новинки:::..

Windows Commander 5.11 Свежая версия.

Новая версия
IrfanView 3.75 (рус)

Обновление текстового редактора TextEd, уже 1.75a

System mechanic 3.7f
Новая версия

Обновление плагинов для WC, смотрим :-)

Весь Winamp
Посетите новый сайт.

WinRaR 3.00
Релиз уже здесь

PowerDesk 4.0 free
Просто - напросто сильный upgrade проводника.

..:::Счетчики:::..