Начальная

Windows Commander

Far
WinNavigator
Frigate
Norton Commander
WinNC
Dos Navigator
Servant Salamander
Turbo Browser

Winamp, Skins, Plugins
Необходимые Утилиты
Текстовые редакторы
Юмор

File managers and best utilites

Эмуляция видеокарт 3dfx Voodoo появится в DOSBox. Эмулятор 3dfx


Легкий способ играть в старые игры с эмуляцией 3dfx / Хабр

Внимание: эта статья относится только к людям старше двадцати лет. Если вы младше — смело закрывайте вкладку браузера, такого удовольствия от нее вы не получите. Также про это мог кто-то знать, но почему-то я не нашел никаких материалов о том, насколько это круто работает. Если кто-то может меня дополнить — милости прошу. Моя идея в том, чтобы дать счастье играть в старые игры максимально большому кругу лиц, сделать это максимально простым и качественным. По моему я нашел самый лучший способ, без больших усилий, в максимальном качестве играть в классические игры где угодно и когда угодно. Также быстро и просто как установить современную игру и играть. Если для чего-то нужны очень серьезные знания — не все это оценят. А играть в старые игры становится все сложнее, а для некоторых — почти совсем невозможно. Но не теперь. Если вы минусуете — укажите причину, мне это важно. Если вы хотите сразу узнать что делать — пролистайте до последнего абзаца.

После нового года на меня нахлынула волна ностальгии, такое со мной часто бывает, но в этот раз прижало очень сильно. До этого у меня были несколько попыток оживить моих друзей детства, но по разным причинам они оканчивались без особого успеха. А тут мне еще попался первый, очень редкий пилотный выпуск Twisted Metal, самая первая часть выпущенная партией 5000 экземпляров только для Японии. Да-да, для компьютера, для винды 95! Под 98й тоже обещала работать, тем более 95й у меня не было и с 98й я как-то лучше дружу. Только я собрал себе мой ностальгический комп, поставил некоторые игры, как его окупировала моя девушка, ей видети-ли под 98й виндой последний фотошоп не работает и вообще все не так, «что за фигню ты тут установил, вообще это мой комп, у тебя вон новый стоит». Счастье было недолгим. На моем рабочем паровозе, разогнанном по самое не балуйся, что самое печальное в мои любимые игры я поиграть не могу, так как с виндой 7 х64 дружат единицы игр, даже со всеми профилями совместимости и фиксами, а новые игры радости так не доставляют. Ок, поставил я ей ХР, на ней с профилями совместимости завелись все игры, даже та редкость, TwistedMetal под 95ю винду! Радость была еще более недолгой, так как моя радость то ли что-то намудрила с драйверами из-за своего фотошопа, то ли установила как обычно фиг знает что фиг знает зачем, но из моей коллекции стали запускаться только пара игр. Хоть стой хоть плачь. Третий компьютер чисто для игр в квартире ставить банально некуда.

Долго эксперементировал с виртуалками, некоторые якобы поддерживали полноценное 3D ускорение, но на деле шли недели бесплотных усилий, всё или не работало, или работало нестабильно. Про удовольствие от игры я практически забыл, просто продолжал копать в этом направлении.

Следующей моей «находкой» стал образ 95й винды под досбокс, с эмуляцией Voodoo! Нашел я его тут, случайно, в комментариях нашел ссылку на DOSBox от ykhwongа с предустановленной русской Windows 95 OSR2 + DirectX6, и последними дровами для виртуальной Voodoo, нашел провозившись до этого несколько месяцев с другими комбинациями операционок и виртуальных машин:osvirtual.net/ru/microsoft-windows-95-with-software

Радости было много, но опять не долго музыка играла. Свой CD-ROM туда не пробросить, многие игры требуют диск или не устанавливаются из папки на HDD, а на то чтобы установить туда DaemonTools у меня ушел практически месяц, перепробовал я и другие виртуальные приводы, толку было мало. Не буду говорить что он требовал и что я устанавливал и как, чтобы не сбивать вас моим опытом, скажу только что нужна версия 347, она существует в интернете, с разными размерами файла установки, с разной работоспособностью и по ходу установки требует доустановить еще 3-4 программы. Если кто-то проделает этот путь и получит стабильную систему — я буду очень рад послушать как он это сделал. Также могу рассказать что делал я и дам все материалы что у меня есть. Так или иначе, довольный, я смог получить работающий образ системы с DT, смог установить несколько игр… И тут меня ждало разочарование. Ни одна игра не играбельна, простите за каламбур. Во многих есть заставки, почти во всех тормозят меню, ни одна не смогла проработать дольше пары секунд, потом или вылет с обращением в не ту память, или тихая смерть. Опыты с настройками досбокса ничего не дали. Опять же, может вам повезет больше и этот образ рабочий, я просто прекратил все попытки найдя тот способ о котором хочу рассказать, он в миллионы раз проще.

Дальше я пытался выжать все что можно из 98й винды, работала чуть стабильнее но опять же 99% неиграбельно или выглядит очень не айс. Виртуалок испробовал много.

Затем вышел новый релиз vmware в котором они хвастались своей поддержкой 3D в виртуальной машине. Как мне показалось, все это проигнорировали, как и я… почти. Винда 98 ничем опять не порадовала — графический адаптер виртуалки в ней есть, простейшие игры как-то работают, но DirectX 5.0-9.0 упорно говорят что видео адаптера нет, гуляйте.

И тут мне краем глаза попался полный обзор от vmware – они и не обещали поддержку нормального 3D везде! Только начиная с ХР! А большего нам и не надо. Для 99% игр есть файлы совместимости которые позволят им запускаться под ХР. И туда же можно до кучи поставить досбокс чтоб было всё в одном месте. Это решает все проблемы с новыми компьютерами! Плюс эта система теоретически сможет жить вечно. Если не ставить ничего кроме игр, делать ее бэкапы (мой бэкап ХР SP3 + Need For Speed 1-5 в полных версиях весит 1! DVD в архиве и 7.5Гб в рабочем виде образа vmware — что почти незаметно для многотерабайтника винта) — твое счастье будет всегда с тобой. Все было бы хорошо, но чего-то нехватало. В моем компьютерном зале в детстве стояло много компьютеров, но почему-то только за один из них была очередь длиннее чем сейчас за новыми айфонами… там было мелким шрифтом на стене написано возле каждого компа что у него за железо, вот и у этого было все как у всех, кроме одной строчки — у всех было написано Riva TNT, а у него — Voodoo! Кто знает о чем я, тот оценит. Даже если у игры была версия Direct3D наравне с Voodoo, они никогда даже рядом не стояли. Раньше я не особо заморачивался, играл и играл, но когда впервые увидел КАК отличается мой любимый Need For Speed 3 и Counter-Strike 1.6, как и десятки других игр, я надолго пополнил очередь к этому компьютеру. Это казалось магией — все другие картинки выглядели на его фоне доисторическими и страшными. Видели бы вы это все моими глазами. Так или иначе, в этой моей находке нашлось место и для Voodoo. Нет, я ее не купил, да она и не заработает сейчас в виртуалке без больших усилий. Огромное спасибо парням из www.zeus-software.com — они сделали это возможным, быстро отвечают на вопросы и быстро исправляют баги, которых и так почти нет. Когда я сделал это, я почти плакал. Оргазм глазами, по другому я это не могу назвать, по коже бегут мурашки от кайфа — как будто заглянул в свои воспоминания и там все осталось в точности так же. Мошки летящие в экран в NFS II, крутейший дождь NFS 3, снег, туман, реальные тени, картинка из далекого прошлого теперь есть у меня, в любое время когда я хочу и никто ее не сможет испортить, даже я. Здесь вы можете посмотреть галерею скриншотов, сделанных на этой виртуалке с этим врапером: cryforspeed.com/inspiration А здесь — детальное и пошаговое руководство, хотя думаю оно и не нужно, всё и так просто, это только всякие может быть неочевидные для некоторых мелочи: cryforspeed.com/classic-need-for-speed

С тех пор как я сделал это прошло несколько месяцев. Не проходит и пары недель чтоб я не запускал эту виртуалку. Грузится она быстрее некоторых приложений на моем айфоне, все игры работают идеально, как будто это 90-98й год и ты сидишь за компьютером с одной из Voodoo. Чистое, ничем не омраченное удовольствие. Спасибо всем кто дочитал досюда, хочу услышать ваше мнения, дополнения или исправления, может я что-то упустил. Также хочется услышать ответ на вопрос — играете ли вы в старые игры и как часто?

Если вы просто долистали в поисках решения до конца или прочитали всё, но не поняли что делать — скачиваем vmware player с их сайта (он бесплатный и теперь может создавать виртуалки сам), устанавливаем ХР, устанавливаем nGlide враппер, устанавливаем ваши игры и если надо устанавливаем им профили совместимости для ХР (для 90% проблемных игр профили для ХР есть в интернете, плюс многие есть на сайте производителей nGlide), играем. Все действия занимают в худшем случае пол часа, что не идет ни в какое сравнение со временем на то чтоб заставить работать тот же NFS 4 на Win7 x64. Если не помогло и это и всё еще что-то непонятно — по последней ссылке чуть выше есть очень длинное и разжеванное до каждого действия руководоство.UPDATE: Сегодня специально установил VirtualBox и XP, игры идут только в самом слабом SoftwareMode, у самого VirtualBox поддержка Direct3D заявлена только экспериментально. При установке 3dfx враппера ни одна игра не работает — черный экран с нормально идущей музыкой, спасает только перезагрузка. Получается мой вариант единственно работающий для игр поддерживающих 3dfx.

habr.com

Glide эмулятор и с чем его едят

Glide — API для трёхмерной графики, разработанный 3dfx Interactive для видеокарт на основе собственных графических процессоров Voodoo Graphics. Изначально Glide была проприетарной технологией, но впоследствии её исходный код был раскрыт самой 3dfx.

Для того чтобы задействовать все дополнительные эффекты в играх (вышеупомянутого API) на видеокартах аппаратно не поддерживающих данную технологию, можно задейстовать эмулятор. Я использовал для этих целей nGlide и остался доволен результатом.

Последнюю версию эмулятора nGlide можно скачать на сайте разработчика:http://www.zeus-software.com/downloads/nglideТут все предельно просто: скачивам и устанавливаем.0001.jpg

Ставим нужные настройки. В моем случае это выглядело так:0001.jpg

Настройка эмулятора совершается единожды, после чего его можно смело закрыть. И если все было сделано правильно, то при запуске игры (поддерживающую Glide, в моем случае это NFS4:HS) сразу же увидим старый-добрый логотип 3dfx :)

0001.jpg

Все дополнительные фишки: туман, дым из под колес и отражение на кузове присутствуют в игре в полной мере. 0001.jpg

Настройки:0001.jpg

3D Power Tank

Adventure Pinball: Forgotten Island - {2001}

Airfix Dogfighter - {2000}

AIWars: the Awakening - {2000}

Andretti Racing - {1997}

Archimedean Dynasty - {1996}

Asghan: the Dragon Slayer - {1998}

Barrage - {1998}

Battle Tank

Battlecruiser 3000AD - {1999}

Battlezone - {1998}

Blood - {1997}

Braveheart - {1999}

BreakNeck - {2000}

Carmageddon II: Carpocalypse Now - {1999}

Carnivores - {1998}

Clive Barker's Undying - {2001}

Clusterball - {2000}

Combat Mission: Beyond Overlord - {2000}

Command & Conquer Renegade - {2002}

Confirmed Kill - {1999}

Cyberstrike 2 - {1998}

Deep Fighter - {2000}

Defiance - {1997}

Descent - {1994}

Descent II - {1996}

Descent: Freespace The Great War - {1998}

Dethkarz - {1998}

Deus Ex - {2000}

Diablo II

Die By The Sword - {1998}

Die Hard Trilogy - {1997}

Die Hard Trilogy 2: Viva Las Vegas - {2000}

Dirt Track Racing - {1999}

Dirt Track Racing - Sprint Cars - {2000}

Dirt Track Racing 2 - {2002}

Dirt Track Racing Australia - {2000}

Dogs of War - {2000}

Driver - {1999}

Earth 2150: Escape from the Blue Planet - {2000}

Earth 2150: Lost Souls - {2001}

EF2000 - {1997}

Esoteria - {1998}

Extreme Assault - {1997}

Extreme Trial Motocross - {1999}

F/A-18 - {2000}

F/A-18 Hornet: Korea - {1997}

F/A-18E Super Hornet - {2000}

F-16 Aggressor - {1999}

F-16 Multirole Fighter - {1998}

F-22 Air Dominance Fighter - {1998}

F-22 Lightning 3 - {1999}

F-22 Total Air War - {1998}

Falcon 4 - {1998}

Fifa 2000

Fifa 2001

Fifa 2002

Fifa 99

Fighter Squadron: Screaming Demons Over Europe - {1999}

Fleet Command - {1999}

Flight Unlimited 2 - {1997}

Fly! - {1999}

Force 21 - {1999}

Ford Racing - {2000}

Formula 1 Racing Simulation - {1998}

Freespace 2 - {1999}

Frontline Attack: War over Europe - {2002}

Golgotha - {1997}

Grand Prix Legends - {1998}

G-Sector - {1999}

Gulf War Operation Desert Hammer - {1999}

Gunmetal - {1998}

Heli Heroes - {2002}

Heretic 2

Hexen II: the Beginning of the End - {1997}

Hind - {1996}

Hitman 2: Silent Assassin - {2002}

Hitman: Codename 47 - {2000}

Hover Ace - {2003}

iF-22 - {1997}

Incubation: Time is Running Out - {1997}

Independence Day Online - {2000}

Independence War - {1998}

Insane - {2000}

Interstate '76 - {1997}

Joint Strike Fighter - {1998}

KA-52 Team Alligator - {1999}

Killer Tank - {1999}

Leadfoot: Stadium Off Road Racing - {2001}

M.A.D. - Global Thermonuclear Warfare - {2001}

Mad Trax - {1999}

MDK - {1997}

MechWarrior 2 - {1995}

MechWarrior 2: Mercenaries - {1996}

Mig Alley - {1999}

MiG-29 Fulcrum - {1998}

Might and Magic VII: for Blood and Honor - {1999}

Mobile Forces - {2002}

MoHo - {2000}

Montezuma's Return - {1998}

Moto Racer - {1997}

Motorhead - {1999}

Myth: The Fallen Lords - {1997}

NASCAR Legends - {1999}

NASCAR Racing - {1994}

NASCAR Racing 2 - {1996}

Need For Speed 2 se

Need For Speed: High Stakes - {1999}

Need For Speed: Porsche Unleashed - {2000}

Need For Speed:Hot Pursuit

NIRA Intense Import Drag Racing - {1999}

Official Formula 1 Racing - {1999}

Operation Flashpoint

Operation Flashpoint Resistance

Outlaws - {1997}

Pandemonuim 2

Panzer Elite - {1999}

Parsec - {Future}

POD - {1997}

Powerslide - {1998}

Pro Pilot 99 - {1998}

Pro Rally 2001 - {2000}

Quake - {1996}

Quake II - {1997}

Rainbow Six - {1998}

Rayman 2: the Great Escape - {1999}

realMYST - {2000}

Red Baron 2 - {1997}

Red Baron 3D

Redline Racer - {1998}

Requiem: Avenging Angel - {1999}

Resident Evil - {1997}

Re-Volt

Rollcage Stage

Rollcage Stage II - {2000}

Rune

Scorched Planet - {1996}

Screamer 4x4 - {2000}

SEED - {2000}

Seraphim - {Future}

Serius Sam

Serius Sam SE

Severance: Blade of Darkness - {2001}

Shadow Warrior - {1997}

Silkolene Honda Motocross GP - {2000}

Simon the Sorcerer 3D - {2002}

SiN - {1998}

Sin: Wages of War

Sinistar: Unleashed - {1999}

Spearhead - {1998}

Spec Ops II: Green Berets - {1999}

Spec Ops: Rangers Lead the Way - {1998}

Speed Busters: American Highways - {1999}

Spellbinder: the Nexus Conflict - {1999}

Spirit of Speed 1937 - {1999}

Sports Car GT - {1999}

Star Fighter - {1996}

Star Wars: Rogue Squadron 3D - {1998}

Starship Troopers: Terran Ascendancy - {2000}

Starsiege - {1999}

Starsiege: TRIBES - {1998}

Streets of SimCity

Sub Culture - {1997}

Summoner - {2001}

Superbike 2001 - {2000}

Superbike World Championship - {1999}

Survival - {1998}

Suzuki Alstare Extreme Racing - {2000}

Tactical Ops: Assault on Terror - {2002}

Team Apache - {1998}

Terracide - {1997}

Test Drive 4 - {1997}

Test Drive 5 - {1998}

Test Drive: Off-Road 2 - {1998}

The Elder Scrolls Adventures: Redguard - {1998}

The Moon Project - {2000}

TigerShark - {1997}

TOCA 2 Touring Cars - {2000}

TOCA Touring Car Championship Racing - {1998}

Tomb Raider - {1996}

TRANS - {2000}

Ultimate Race Pro - {1998}

Unreal - {1998}

Unreal Tournament - {1999}

Unreal:Return to Na Pali

Uprising - {1997}

Uprising 2: Lead and Destroy - {1999}

V-Rally Edition '99 - {1999}

W.W. II Fighters - {1998}

Wargasm - {1998}

Warhammer: Dark Omen - {1998}

Warzone 2100 - {1999}

Wild Metal Country - {1999}

Wing Commander: Prophecy - {1997}

Wipeout XL - {1997}

World War III: Black Gold - {2001}

XCAR: Experimental Racing - {1997}

X-COM Alliance - {Future}

X-COM Enforcer - {2001}

X-COM: Interceptor - {1998}

Xtreme Air Racing - {2001}

X-Wing vs. TIE Fighter - {1997}

Z.A.R. - {1998}

Видео про 3dfx за авторством Дмитрия Бачило:

...и еще одно видео от Дмитрия про SLI Voodoo:

madalex-days.livejournal.com

И снова ретро. Blood: Кровища, DosBox, 3dfx и шейдеры

В очередной раз немного поговорим о ретро игрушках. Сегодня этой чести удостоился всесторонне любимый мною Blood.Начнем, пожалуй. О том, как запустить Blood под Windows сказано достаточно много и я не буду заострять на этом внимания. За подробностями - либо на сайт уважаемого мною Сообщества, либо сюда. Если коротко - почил на лаврах любимый мною VDMSound, а потому для нас существуют сейчас всего два варианта - популярные в наше время виртуальные машины (к примеру здесь ваш покорный слуга уже выкладывал готовый 'образ' для VirtualPC) или же более удобное для простого пользователя решение с программой DosBox. С некоторых пор DosBox еще и умеет эмулировать ipx поверх ip, что превращает его в замечательный полигон для сетевых баталий через интернет. В бочке меда не без ложки дегтя - в высоких разрешениях Blood под DosBox требует не малых вычислительных мощностей да еще и имеет проблемы с отрисовкой картинки.

Впрочем, последнее легко исправимо. Достаточно в конфигурационном файле DosBox значение параметра machine заменить с svga_s3 на  vesa_nolfb. 

В свое время, когда Blood был на пике своей популярности, разработчик выпускает для игры патч, добавляющий в игру поддержку прогрессивного тогда API Glide - интерфейс для взаимодействия с видеокартами на базе продукции легендарной 3dfx. Не смотря на то, что данный патч так и не вышел за рамки альфа версии (то есть, вероятно, он не стабилен), именно он разбудил во мне интерес  к запуску этой версии Blood внутри 'песочницы' DosBox. Возможно ли это? Как выяснилось, да. DosBox уже успел 'обрасти' патчами энтузиастов (программа то с открытым исходным кодом) и некоторые из них вызывают неподдельный интерес и уважение.

Для запуска 3dfx версии Blood мы воспользуемся уже скомпилированной версией DosBox с этого сайта. Вот прямая ссылка на версию 0.74 (0.73?). Распаковываем содержимое архива в какой-нибудь каталог.После этого нам понадобиться собственно Blood. Я воспользовался версией 1.21 из издания One Unit Whole Blood с уже знакомого нам сайта. Скачиваем и устанавливаем игру. Следующее, что нам необходимо, это собственно 3dfx патч, который можно получить тут. Копируем патч в каталог с игрой и запускаем на исполнение. Указываем каталог с игрой, если патч этого попросит. После завершения работы в каталоге игры будут доступны обе версии - оригинальная 1.21 и 3dfx альфа версия.Вернемся к DosBox. Эта версия уже содержит все необходимое, однако в качестве 'мотора' для поддержки 3dfx по умолчанию она предлагает OpenGlide враппер. Кавалерийским наскоком заставить его работать мне не удалось (возможно в вашем случае все будет иначе), а потому я просто использовал альтернативное решение - враппер dgVoodoo 1.50. Скачиваем с сайта версию 1.5 beta2. В сущности из архива нас интересуют только файлы glide2x.dll и dgVoodooSetup.exe. Копируем (glide2x.dll поверх уже существующего) их в каталог, куда был распакован DosBox. Там же откроем конфигурационный файл DosBox (по умолчанию dosbox.conf) и найдем в нем строку memsize=16. Заменим параметр на 63, так, чтобы строка выглядела memsize=63. Сохраним изменения и закроем файл. Предварительная часть подготовки окончена - налейте себе чаю :)

Теперь настроим dgVoodoo враппер. К этому шагу по результатам запуска игры вероятно придется еще возвращаться, экспериментируя с параметрами, если вместо картинки мы получим 'месиво'. Запускаем dgVoodooSetup.exe. В моем случае нормально работала настройка, где в качестве Renderer API был выбран DirectX 9 (надеюсь, ваша видеокарта его поддерживает :)), выбран оконный режим, а в закладке Glide разрешение был установлено в Set by the application (задается приложением). Смело жмем Ok и запускаем DosBox. В появившемся командном окне нам, воспользовавшись командой mount, нужно подключить каталог, где у нас установлена игра. Синтаксис комманды следующий:

mount <диск> <путь>

Подразумевается, что <диск>, это буква присваеваемая в самом DosBox, а вот <путь> это как раз каталог, где реально находится игра. Например, выполнив mount c: d:\games\blood вы подключите к виртуальному диску c: в DosBox реальный каталог d:\games\blood Теперь, когда вы подключили каталог к диску перейдите на этот диск набрав его букву (не забыв про двоеточие) и смело жмите Enter. Если все сделано правильно мы находимся в каталоге с игрой.

Кстати говоря, все эти действия можно автоматизировать, дописав соответствующие команды в секцию autoexec конфигурационного файла DosBox. Да и сам конфигурационный файл так же может быть задан при запуске из коммандной строк. За подробностями - в документацию DosBox.

Наберите setup и вы попадете в уже наверняка знакомую вам программу настройки Blood, где вы сможете настроить звук, управление и графические настройки для оригинальной версии игры. Сделав это выходим из программы установки сохранив сделанные изменения. В коммандной строке набираем 3dfx и жмем Enter.Если все было сделано правильно, игра предупредит вас о том, что данная версия игры является альфа версией. И снова бесстрашно нажав Enter мы наконец-то получаем желанное. ps В качестве небольшого бонуса... Данная версия DosBox поддерживает постобработку фрагментными программами, проще говоря постобработку пиксельными шейдерами. Соответственно, ваша видеокарта должна поддерживать ту или иную версию используемых пиксельных шейдеров. Сами шейдеры расположены в каталоге Shaders и написанны на HLSL. Для того, чтобы активировать тот или иной эффект откроем конфигурационный файл (по умолчанию dosbox.conf) и найдем в нем строку pixelshader=none. Попробуйте заменить параметр none, на имя любого из файлов из каталога Shaders. Предлагаю ColorSketch.fx. Итого, строка в файле должна приобрести вид pixelshader=ColorSketch.fx. Сохраните измненения, запустите оригинальный Blood (набрав в коммандном окошке DosBox Blood и нажмите Enter) и взгляните на игру новыми глазами :) Дополнение от 12.02.11:

Как оказалось, данная сборка DosBox страдает 'болезнями роста'. Во время игры возможно появление сообщения SB: 8bit irq pending в консоли и падением fps до неиграбельного уровня. В интернет в качестве солюшена предлагают установить параметр cycles в конфигурационном файле DosBox в фиксированное значение. В моем случае я задал его следующим: cycles=120000

vedmysh.livejournal.com

3dfx — Lurkmore

A long time ago, in a galaxy far, far away...События и явления, описанные в этой статье, были давно, и помнит о них разве что пара-другая олдфагов. Но Анонимус не забывает!
НЯ!Эта статья полна любви и обожания.Возможно, стоит добавить ещё больше?
Последняя версия логотипа.

3dfx Interactive — эпическая компания, известная обывателю производством не менее эпических графических процессоров и видеокарт. На самом деле, эта контора изначально делала игровые автоматы.

Графический прорыв!!11 на примере линейки.

До 1996-го года трехмерная графика в играх славилась «эффектом лесенки», отсутствием сглаживания текстур, а главное - заторможенностью. Проникнуться олдскульной графикой можно и сейчас, достаточно отключить Texture Filter и Anti-Aliasing. Достичь заторможенности так просто не удастся, а без этого ощущение будет неполным. Заторможенность была следствием использования для отрисовки трехмерной графики центрального процессора компа, который и так уже пыхтел над просчетом кучи разной поебени. Периодически это порождало много вялотекущих споров о том, что же лучше — приставки (у которых начиная с 3DO расчетами связанными с графикой занимался отдельный процессор) или компы (писюки тогда таким ещё не обзавелись).

И тут объявилась никому доселе неизвестная компания 3dfx с картой Voodoo Graphics, в простонародье прозванной Вудой, несущей на своем борту трехмерно-графический сопроцессор, так недостающий ПК. Карточка эта стоила поначалу примерно столько же, сколько весь остальной комп для скромного геймера. Зато картинка, после S3 Trio и прочих 2D, была выше всяческих похвал, и при больших (по тем временам) разрешениях игра не превращалась в пошаговую стратегию. Юмор был в том, что Вуду была довеском к основной 2D-карте и не могла работать в 2D. Поэтому и называлась она собственно 3D-акселератором, а не видеокартой. У этого довеска было два VGA’шных разъема: в один втыкалась 2D карта, а в другой - уже монитор, так что это не выход на два монитора, как думают некоторые.

Также имелись множественные ограничения: Вуду могла работать только в полноэкранном режиме, максимальное разрешение было 640х480, а главное, первая Вуда нормально работала, только если игра была заточена под нее (умела работать с Glide, о котором ниже), в противном случае — наслаждайтесь дефолтным софтваром или глюковатым, из-за отсутствия его нативной поддержки и принципиальной недопиленности, Direct3D. В силу этого и заметной дороговизны Вуды, нахлынула первая волна непонимания: бытовало мнение что единственное предназначение данного довеска — это «мылить» текстуры, да и ваапще он не нужен. Широкие массы геймеров изначально считали Вуду происками сами-знаете-кого, сами-знаете-зачем, и активно фапали на навороченные двумерные (в те времена) матрасы, эстри и ATI. Олдфаги же, глядя на Вуду сразу плевались. Пикантности ситуации придавало то, что и для производителей игр Вуду появилась ВНЕЗАПНО, и внедрять поддержку для нее везде и всюду совершенно не планировали, поэтому в 96 году практически все игры не давали юзеру Настоящего 3D™. Это вызывало активные холивары на всех железнячных и игровых форумах. Когда юзер проникся всеми преимуществами новой игрушки, игроделы неохотно стали выпускать 3dfx-patch’и для своих игр. Каждый такой патч сопровождался очередным витком полемики, причем сперва ликовали вудуфаги, а когда патчик скачивался и присовокуплялся к игре, оказывалось, что либо у юзера драйвер не тот, либо версия игры не та, либо звезд на небе недостаточно, либо еще что-то. В русских реалиях игра после патча начинала внезапно требовать лицензионный диск и прочую фигню, которая вызывала лютую, бешеную ненависть у подрастающего поколения и резко повышало градус неадеквата до запредельных значений.

Впрочем, в 97-м году почти все игроделы стали выпускать игру сразу в двух вариантах — с поддержкой ускорителей и без оной. Это резко бы остудило все споры, если не одно маленькое но. Уже в конце 97-го года большинство игроделов поняли, куда дует ветер, так что в 98-м стали невозбранно появляться игры, которые требовали 3D-карту (выпилили софтварный рендеринг). Это тоже вызвало некоторое оживление на форумах, но в 98-м году 3D-технология пошла в массы и докатилась до $200-300 за интегрированные 2D+3D решения минимального уровня.

Ускоритель поддерживал Direct3D (до появления Вуду4 — через костыли) и OpenGL (сначала через порты MiniGL), но основной его фичей был собственный графический API «Glide» (о котором уже во времена Вуду3 благополучно забыли), который поначалу стал самым популярным API как для разработчиков игр, в силу простоты его использования, поддержки разрабов со стороны 3Dfx, дороговизны тогдашних полноценных OpenGL решений и кривости поделки от Мелкософта, так и для игроков, ибо игры под Glide шли быстрее и выглядели красивее. Glide также был доступен и под DOS.

[править] Второе пришествие

Тот самый Voodoo² (целых 12 метров памяти!)

Тем временем пока еще неутомимая 3dfx выпустила новый трехмерный, не менее эпический довесок — Voodoo². По материалам б-гомерзкого сайта ixbt, Вуду2 работала где-то в 2-3 раза быстрее, чем Вуду1. Это придавало счастливому обладателю дополнительной весомости в спорах. Еще была версия с 12Мб на борту, что несколько повышало скорость работы по сравнению с 8Мб версией и, самое главное, Вуду2 могло работать в паре (в SLI, для чего они соединялись модифицированным шлейфом от флоппика между собой), что повышало скорость в сравнении с одиночной картой практически в 2 раза, а также разрешение вырастало аж до 1024х768, против уже имевшихся 800х600.

Однако, Вуду2 работала с обновленной версией glide, поэтому большинство узко заточенных игр под Вуду1 фейлились (особенно под DOS, к последним драйверам — только в DOS версиях, и то в редких исключениях). Полились потоки ненависти и постоянные высеры обломившихся пользователей, что привело к появлению вуду2-патчей. Распространения они, правда, особого не получили.

Однако же на повестке дня был новый вопрос — Вуду2 за 700+ баксов, или же приобрести какую-нибудь дешевую 2Д+3Д карточку баксов эдак за 300—500? Заметим, что за пределами этой страны, например, в США, или вот в Японии, релизная цена за Вуду2 составляла лишь порядка 300 нефти, что какбэ намекает. Тут стоит также отметить, что Glide злоехидная 3dfx запатентовала, и никому использовать за «спасибо» не давала. В то же время навивался этот стандарт медленно, и уже у древнего Direct3D 5 список поддерживаемых игр был длиннее. Тем не менее, в 98 году glide на Вудах был и быстрее и красивее, чем Direct3D у конкурентов (Direct3D на Вуду был так же убог как и у остальных, да он только к 8-9 версии и выбрался из тотально кривой гаммы и кривого дизеринга).

Фактически, конкуренты предлагали скорость работы немного выше, чем у Вуды1. Тогда же вышла первая полноценная видеокарта от Nvidia — Riva 128. За кривость и глючность драйверов она была моментально прозвана вудуфагами Кри́вой, а ее юзеры — нвидиотами. Фактически приходилось иметь 3-5 версий драйверов разных лет: под одним глючило одно, под другим другое, третий был самым быстрым и т. д. Скорость работы кривы была не самой впечатляющей, основным преимуществом была низкая цена (очень быстро скатившаяся сперва до 250 баксов, а потом и до 150), поэтому данной картой затарилась чуть менее, чем вся широкая аудитория, а зря — карта имела аппаратный баг, который давал щели между текстурами, и по этой причине всё было обычным обходом незначительных багов, не лечивших главного.

Весь дискасс в эту эпоху сводился к вышеозначенному вопросу денег (не стоит забывать, что к Вуду2 нужна была еще и обычная 2D карта), которым были полны все интернеты той поры. Впрочем, молодая nVidia крепко взялась за дело и вскоре представила новую карту — Riva TNT, которая была вполне годным конкурентом Вуду. И даже была решена проблема с драйверами. Нвидиоты заявляли, что будущее на их стороне, что в интегрированных решениях сила — и вообще все вудуфаги — позеры, ничего в 3D не понимающие. И оказались правы. Впрочем, имелись и у 3Dfx интегрированные решения — Voodoo Rush и Voodoo Banshee, но они были другими и уже действительно не полностью совместимыми с оригиналами в смысле API, хотя многое и пофиксили в последних драйверах, но было поздно, и про них мало кто помнит.

Были еще гордые пользователи таких решений как Rendition Verite 2000 и поделки от ATI. Но кто их сейчас вспомнит?

[править] Последняя победа

А на самом деле…

Как бы там не было, но обе фирмы практически одновременно представили обновленные модели видеокарт — Voodoo3 и Riva TNT 2 соответственно. Причем на этот раз на 3dfx снизошло то, что конкуренты поняли на год ранее — сила, таки да, в интегрированных решениях.

Новые видеокарты получились на редкость достойными друг друга и во всех обзорах (например: [1]), кроме невозбранно купленных, показывали примерно одинаковые результаты. Вуда3 не умела 32-битный цвет, но в те времена далеко не часто им можно было нормально пользоваться в виду отсутствия сносной поддержки 32-бит движками игр, а 16-битная картинка на Вуде была приятнее за счет лучшего механизма сглаживания цвета полутонов (внутренняя глубина цвета у Вуды была 18ти битной!), но в значительной части случаев, anti-aliasing (сглаживание граней) прекрасно работавшее в Voodoo², часто не работало как надо, в Voodoo³.

Все бы ничего, но продажная сущность игроделов привела к тому, что в зависимости от игры отдыхали юзеры одной платы или другой. Это приводило к лютой, бешеной взаимной ненависти, благодаря чему любое обсуждение игр скатывалось к вопросу о видеокарте. И тут главное было правильно вбросить говна, дальше хомячки делали все сами. Типичные холивары related:

  • Ваша Вуду сосёт на 32-бином цвете, а я играю красиво.
  • Ваша Крива сосёт на глайде, а я играю красиво и быстро.
  • Зато у Вуду проблемы с OpenGL и AGP-текстурирования нету.
  • Вуду 2D мылит только в разрешении YxZ, а ваши кривы уже на (Y-2)x(Z-2), как работать-то?
  • Купил Вуду, теперь в игре ХХХ на скрине пиксели какие-то мутные (20 страниц скринов с пикселями).
  • Ходил к другу, он перед каждой игрой дрова менял. Нвидиоты, лол!
  • Тысячи их!

Большой пиздец подкрался, как всегда, незаметно и неожиданно. Пока Нвидия тихо-мирно, но в охуенных промышленных масштабах продавала свои микросхемы китайцам, из которых те делали дешевые видеокарты ценой от 100 баксов за почти бракованную модель, до навороченных решений для геймеров и прочих продвинутых товарищей, в 3dfx сидели на лаврах и нихрена не делали, что, собственно, и приблизило фейл. Что неудивительно, ибо пока 3dfx тупо наращивала филлрэйт и прикручивала заумные красивости типа смены фокуса, конкуренты вовсю трудились над новыми технологиями повышения производительности, и таки разродились — T&L (transformation and lighting), появившийся еще в GeForce 256, позволял динамическое освещение (в отличие от унылых лайтмэпов), и частичную разгрузку CPU от обсчёта геометрии.

Так что серия Voodoo5 оказалась фейлом: громоздкие, энергоемкие, медленные (сливали до 25% тогдашнему лидеру — Geforce2) видеокарты, естественно, никому были не нужны. Да и, кроме того, были редкостью, по причине низкого выхода годных к употреблению кристаллов. Чтобы как-то разрядить обстановку, контора удумала клепать видеокарты из отбракованых чипов (отключив некоторые функции). Результат был тошнотворным. Цена же оставалась весьма высокой. Эти видеокарты, так же как и «облегченная» версия Voodoo4, продавались немного и недолго. Наиболее мощная версия — Voodoo5 6000 так и не дошла до магазинных полок.

В сухом остатке — компания банкротится и скупается за бесценок основным конкурентом — НВидией. На основе разработок 3dfx были выпущены видеокарты GeforceFX, которые ВНЕЗАПНО оказались фэйлом на фоне Radeon’ов. Впрочем, холивар ATI vs. Nvidia можно наблюдать хоть прямо сейчас. Только называется он теперь AMD vs. Nvidia (да-да, ATi просрали свою девственность)[1]. Но это уже совсем другая история.

bинструкция Пример Octa SLI: 4 штуки Obsidian2 200SBi (каждый с двумя чипсетами Voodoo²) объединенных в один кирпич. Черный властелин какбэ объясняет нам, что такое SLI

Алсо, для наиболее денежных кибердрочеров, в Вуду2 был предложен режим позволяющий объединять две карты в одну, что обещало тысячи фпс — и назвали его SLI. Для профессионального же рынка это новостью не было: для их нужд SLI был готов уже при первой Вуде — занималось этим специальное подразделение 3dfx под названием Quantum3D. Помимо профессиональных графических решений, Quantum3D так же делал ускорители для аркадных автоматов.

Инженеры из 3dfx и Quantum3D подняли планку громоздкости видеоподсистемы до абсурдных высот, еще задолго до того как загребущие руки nVidia дошли до технологии SLI. Помимо стандартного SLI решения из двух карт, они уже тогда делали SLI в формате одной карты, Quad SLI на одной плате, и даже монструозный Octa SLI состоящий из четырех карт, на каждой из которых было по два полноценных ускорителя.

Вспоминая об Octa SLI, ещё стоит упомянуть об AAlchemy, которая обладала восемью графическими чипами VSA-100 (от Вуду4/5) на одной плате в топовой версии. На борту имелось 512 метров памяти, а требования к питанию по тем временам были чудовищны: для одной карты требовалось 250W, причём питание бралось из 3.3V и 2.7V. Что ещё интересней, несколько таких карт (4 максимум) тоже можно было объединить между собой, получая в итоге OH, SHI~ Dotriaconta SLI синхронизированные выходы на 4 монитора! Но такие карты имеют 3.5 олдфага, так как предназначались они для кластеров NASA.

SLI в варианте 3dfx расшифровывался как Scan-Line Interleave (рас. рус. чередование строчек) — что вполне описывало способ распределения нагрузки в генерации изображения между картами. И, собственно, 3dfx был первым и последним, кто использовал эту технику рендеринга в объединении видеокарт. SLI от nVidia, который у них расшифровывается как Scalable Link Interface, применяет два метода: AFR и Scissors. ATI, в своем CrossFire, использует те же методы, что и nVidia, добавив к ним ещё и Checker board. Так что, дело 3dfx живет и процветает, и на рынке уже можно подобрать себе multi-GPU решение на любой вкус и цвет.

Особо ценный предмет коллекционирования вудуфагов. Doom III на VooDoo II.

Вуду-фаги продолжают люто, бешено фапать на Вуду, собираясь на мерзких православных форумах типа overclockers.ru и old-games.ru. Также пофапать на фотки видюх, побарыжить или купить их можно на форуме вуду-онанистов под названием Voodoo Masters.

Целесообразность использования Вуды сейчас — это вопрос сродни вопросу о смысле использования кассетной деки, или 8-битной приставки. 99% 3D-игр, которые могли использовать Glide, помимо него знали и другой API и имели софтверный рендеринг. Для тех игр, которые знали только Glide (типа TES Adventures: Redguard), существуют Glide’овые эмуляторы. Так что, Вуду в настоящее время имеет ценность в основном только для олдгеймеров, желающих поиграть в любимые игры на оригинальном конфиге, и коллекционеров.

В целом, приобрести Вуду в наши дни проблем не составляет — 1-е и 2-е в большом количестве валяются у барахольщиков, а 3-и можно даже в абсолютно новом неюзанном виде купить в некоторых магазинах компьютерного железа (и припахать к материнке с вусмерть выжженным PCIe, получив чисто офисный, но живой писюк: третью запустить пока ещё реально и без бубна). Проблемы начнутся, когда после приобретения одной из Вуд, вы возомните себя труъ-даунгрэйд-олд-фагом и будете искать конкретные редкие экземпляры типа Obsidian’ов, VooDoo5-6000 или VooDoo5 for Mac Computers.

Сообщество вуду-фагов действительно живо и даже радует народ доставляющими фичами. Были и патчи для Doom3, которые позволяли запустить его на Вуду2, были и дрова для 64-битной винды… и много чего вполне еще может быть. Любительские дрова для Вуд, как вы уже поняли, тоже есть в достаточном количестве и для разных систем.

Сами вуду-фаги не являются отдельным сообществом, а принадлежат к сообществам олдгеймеров, даунгрейдеров, ретрокомпьютерщиков и иже с ними. Среди любой мало-мальской тусовки компьютерных олд-фагов можно найти кучку любителей Вуд. Ибо само по себе коллекционирование Вуд (с практической точки зрения) бесполезно без подбирания к ним аналогично раритетного железа, поиска нужных олдовых игр и знаний в соответствующих олдскульно-компьютерных областях.

  1. ↑ Однако следует упомянуть, что, в отличие от 3dfx, ATI была зохавана AMD без банкротств и мирным путем - покупкой контрольного пакета акций
Купи 3dfx со скидкой и получи подарок!*

lurkmore.to

Эмулятор 3DFX glide! — MicroMind.ru

3DFXВведение и немного истории

Купив по распродаже в Steam антологию культовых 3D-шутеров Unreal столкнулся с проблемой красивого отображения графики.

А именно Unreal и Unreal: Return to Na Pali, которые объединены в Unreal GOLD, не поддерживают современный DirectX и OpenGL, точнее поддерживают как-то одним боком и качество картинки и разрешение заставляют плакать, желание играть угасает очень быстро. Дело в том что эти игры были написаны в года безоговорочного властвования ускорителей типа 3DFX Voodoo и Voodoo 2, которые для отрисовки графики и красот использовали собственную библиотеку glide.dll и glide2.dll. Время это прошло, а куча игр так там осталась.

Решение проблемы

Прошерстив кучи форумов и сайтов набрел на очень занятную утилиту nGlide и, представьте себе, — это работает!

nGlide1Как видно — работает на  MS Windows 8.

Утилита бесплатная, поэтому достаточно скачать, установить и один раз настроить. В последствии все игры с поддержкой 3DFX Glide будут использовать именно glide.dll или же будут предлагать ее использовать. Больше никаких манипуляций делать не нужно!

В nGlide все предельно просто!

Настроек как таковых мало, для меня была полезна только Aspect ratio ввиду использования монитора с соотношением сторон 16:9, из-за чего тот же Unreal, рассчитанный на соотношение 4:3, вызывал жуткие глюки в глазах при вращении камеры. Все остальное настраивается на собственный вкус.

Примечание: Screen Resolution (оно же — разрешение экрана) не факт что будет работать во всех играх, в некоторых существуют внутренние ограничения движка.

Вывод

Рассмотренная утилита замечательно выполняет свои функции, старые игры смотрятся отлично, как в свое время с использованием 3D-ускорителей от 3DFX. Лично проверил работоспособность на Unreal, Carmageddon 2 и Diablo 2.

Всем успехов!

micromind.ru

Эмуляция видеокарт 3dfx Voodoo появится в DOSBox

Одна из будущих версий лучшего эмулятора DOS, DOSBox, должна будет включать важное архитектурное новшество — программную поддержку исторического графического ускорителя от 3dfx Interactive, созданного в 1990-х. Программист с ником Kekko работает над этим проектом вместе с командой DOSBox и некоторыми пользователями, причём целью проекта является полная эмуляция SST-1, первого чипа Voodoo, созданного в 1996 году и проложившего дорогу 3D-ускорителям на рынок ПК.

 

 

Напомним: после SST-1 на рынок вышли и ещё несколько версий серии карт Voodoo (Voodoo 2, 3, 4 и 5), пока неправильные экономические решения и возросшая конкуренция со стороны NVIDIA и ATI не привели 3dfx к банкротству в 2000 году.

Ускорители Voodoo вышли в важное время для ПК-индустрии: Windows 95 только появлялась и не была установлена на многих компьютерах. В этот период, до господства библиотек DirectX, разработчики создали множество игр, использующих аппаратное ускорение через графический API 3dfx Glide.

 

 

Эмулятор от Kekko переводит команды API Glide в вызовы DirectX или OpenGL. Также работают и присутствующие на рынке эмуляторы, основанные на OpenGLide или Glidos. Kekko сообщил, что работы начались в августе, но идут очень быстро благодаря помощи Аарона Гилеса (Aaron Giles), давно работавшего над эмуляцией 3dfx, а также наработкам программиста Stiletto.

 

 

Материалы по теме:

Источник:

3dnews.ru

Для DosBox делают эмулятор 3dfx Voodoo

Энтузиасты решились сделать для “игрового” эмулятора DOS’а – DOSBox – эмулятор самого первого трёхмерного ускорителя, чипсета VooDoo, созданного в середине 1990-х компанией 3dfx Interactive. Иными словами, разработчики хотят оснастить DosBox встроенным 3D-ускорителем, так, чтобы под ним можно было запускать те не слишком многочисленные игры, которые требовали Glide, без использования сторонних обёрток (wrappers – по сути библиотек программной абстракции).

3D-ускорители VooDoo в течение относительно непродолжительного периода являлись отраслевым стандартом, и могли бы им и оставаться, если бы не сугубо коммерческие ошибки, допущенные их создателями. В итоге NVidia и ATI вытеснили 3dfx с рынка, и компания обанкротилась в 2002 году.

DosBox, вероятно, представляет собой лучший кросс-платформенный эмулятор DOS, хотя по сути он разрабатывался изначально для запуска самых старинных игр под более новыми операционными системами.

В нём уже давно реализована эмуляция всевозможных аудиокарт и большинство известных графических адаптеров – CGA, VGA (и EGA, соответственно, тоже), Tandy, Hercules… Собственного трёхмерного ускорителя там, понятное дело, не было, да не очень понятно было, зачем он там.

Однако вот некий программист, известный под ником Kekko заморочился – и за очень короткий срок написал-таки практически полный эмулятор SST-1, работающий непосредственно в DosBox. Правда, ему в этом очень существенно помогли представители проекта MAME, посвящённого программной эмуляции исторических игровых автоматов, у которых уже были наработки, связанные с чипсетом Voodoo.

Работа, однако, далека от завершения: сейчас главная задача состоит в том, чтобы эмулятор мог пользоваться многопоточной архитектурой многоядерных CPU или использовать ресурсы современных графических ускорителей, потому что без этого эмулятор Voodoo вытормаживает DosBox до совершенно бесполезного состояния.

www.computerra.ru


 

..:::Новинки:::..

Windows Commander 5.11 Свежая версия.

Новая версия
IrfanView 3.75 (рус)

Обновление текстового редактора TextEd, уже 1.75a

System mechanic 3.7f
Новая версия

Обновление плагинов для WC, смотрим :-)

Весь Winamp
Посетите новый сайт.

WinRaR 3.00
Релиз уже здесь

PowerDesk 4.0 free
Просто - напросто сильный upgrade проводника.

..:::Счетчики:::..